Качество услуг в сфере научно-популярного туризма и вендинга теперь будет подтверждаться ГОСТами
В последнее время мы часто слышим о таких относительно новых услугах, как научно-популярный туризм и вендинг. Что же это такое и как быть уверенным в безопасности предоставляемых услуг?
Давайте разберёмся.
Научно-популярный туризм – это не только отдых, но и обучение. В период туристической поездки, её участники имеют возможность посетить музеи, научные центры, выставки и тому подобное.
Однако, несмотря на рост интереса к этому направлению, качество предоставляемых услуг зачастую оставляет желать лучшего.
Вендинг – продажа товаров через автоматы. И этой услугой мы часто пользуемся, когда совершаем туристическую поездку и есть потребность что-то перекусить «на ходу». Особенно часто мы прибегаем к этим услугам при посещении крупных городов.
Однако, как и в научно-популярном туризме, качество услуг в вендинге может быть разным.
Чтобы решить эти проблемы, было принято решение о введении ГОСТов, которые будут регулировать качество услуг в этих сферах. Введение ГОСТов позволит стандартизировать качество услуг, что сделает их более предсказуемыми и надежными.
Введение стандартов оказания тех или иных услуг, во-первых, позволит стандартизировать качество предоставляемых услуг, что сделает их более качественными и надёжными. Во-вторых, это будет способствовать повышению уровня доверия к этим услугам со стороны потребителей.
Что же это за ГОСТы?
ГОСТ Р 71846-2024 «Туризм и сопутствующие услуги. Научно-популярный туризм. Общие требования», устанавливающий требования к новой форме туризма – научно-популярному туризму и его услугам.
Основным требованием к услугам научно-популярного туризма является соответствие целевому и функциональному назначению в зависимости от формата туризма:
- для услуг по демонстрации объектов научно-популярного туризма – информирование о достижениях и перспективах российской науки;
- для услуг по организации и проведению конгрессных научных мероприятий – получение новых знаний, приобретение и обмен научным опытом, установление деловых научных контактов;
- для услуг по организации и проведению путешествий в формате научных экспедиций – ознакомление или непосредственное участие в полевых научных изысканиях на объектах научно-популярного туризма.
Стандарт впервые вводит термин научно-популярного туризма – туризма, осуществляемого в познавательных, просветительских, образовательных, профессионально-деловых целях с посещением объектов инфраструктуры организаций, сопряжённых с научной, инновационной, образовательной, просветительской деятельностью.
ГОСТ Р 72003-2025 «Автоматизированный сервис. Продажа товаров и оказание услуг с использованием автоматов. Общие требования». Данный стандарт впервые устанавливает общие требования к продаже и реализации товаров и оказанию услуг с использованием автоматов.
Актуальность разработки данного документа обусловлена отсутствием на сегодняшний день единых требований к предоставлению услуг автоматизированной торговли и сервису, а также сопутствующих процессов.
Данный вид услуг является одним из самых клиентоориентированных, поскольку предлагает быстрое решение по покупке товаров без посредников. Это один из прогрессивных векторов розничной торговли, быстро развивающийся в современных условиях жизни. Поэтому введение единых правил предоставления данной услуги на сегодняшний день весьма актуально.
Стандарт включает в себя классификацию и характеристики видов и типов автоматов, условия и способы оказания услуг автоматизированного сервиса, а также требования безопасности, требования к размещению автоматов, применение телеметрии как обратной связи, порядок эксплуатации автоматов, требования к операторам автоматов, требования к услугам автоматизированного сервиса в общеобразовательных организациях.
Введение ГОСТов в сфере научно-популярного туризма и вендинга – это важный шаг на пути к улучшению качества услуг.