«Стандартная» работа маркеплейсов или как защитить себя от контрафакта
Приходя в магазин или заказывая товар на площадке электронной торговли, мы надеемся получить качественный продукт, отвечающий всем заявленным в описании характеристикам.
И если в магазине мы можем оценить товар визуально или даже тактильно, то, заказывая товар на маркетплейсе, мы лишь надеемся на достоверность представленной в описании информации.
Сформированная на сегодняшний день система технического регулирования – стандартизации, метрологии, оценки соответствия, государственного контроля и надзора позволяет, с одной стороны, обеспечить стране технологическое лидерство, а с другой – защитить общество от некачественной продукции, повысив, тем самым, доверие к отечественному производству. И здесь очень важная тесная работа различных ведомств по координации совместных действий в этом направлении. К примеру, ведётся активная совместная работа Росстандарта и Роскачества как ключевых участников создания инфраструктуры качества в рамках различных рабочих групп Государственной комиссии по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции, работы по стандартизации в целом ряде отраслей легкой и тяжелой промышленности.
Так как же нам быть уверенными в качестве и безопасности товара, приобретаемого на маркетплейсе?
Ответ прост: права потребителей защищает государство. Сформированная на сегодняшний день законодательная база обязывает продавцов получать сертификат или декларацию соответствия, удостоверяющие соответствие продукции необходимым требованиям и нормативам.
Третий год подряд количество ежегодно утверждаемых стандартов превышает 1600, а количество стандартов, разрабатываемых по инициативе предприятий, больше, чем количество стандартов, инициатором которых выступает государство. Кроме того, ведутся работы по стандартизации в принципиально новых областях, таких как квантовые коммуникации, водородный транспорт, электросамокаты, услуги доставки, а также продукты питания на растительной основе и многих других. https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/presscenter/news?portal:isSecure=true&navigationalstate=JBPNS_rO0ABXczAAZhY3Rpb24AAAABAA5zaW5nbGVOZXdzVmlldwACaWQAAAABAAQ5NDAxAAdfX0VPRl9f&portal:componentId=88beae40-0e16-414c-b176-d0ab5de82e16
В настоящее время существует перечень стандартов, отвечающих на современные запросы потребителей: противодействие фальсификации мёда, качество приобретённых товаров на маркетплейсах.
Для оценки работы маркетплейсов в настоящее время Роскачеством ведётся активная работа над ГОСТом по «Методике оценки онлайн-магазинов», целью которой будет объединение лучших практик и учёт опыта формирования Реестра доверенных онлайн-площадок, включающего и крупные маркетплейсы.
Справочно:
доверенные площадки заботятся о безопасности покупателей, борются с контрафактом, проверяют наличие сертификатов и деклараций соответствия, учитывают результаты исследований Роскачества, доносят до потребителей информацию о качестве продукции, в том числе размещая Знаки качества в карточках товаров (https://roskachestvo.gov.ru/news/dlya-otsenki-marketpleysov-sozdadut-gost/).
Таким образом, новые ГОСТы для маркетплейсов появятся в России уже в 2025 году, а такой инструмент, как стандартизация, улучшит качество работы онлайн-платформ для продажи товаров и, соответственно, повысит удовлетворённость со стороны потребителей.